Юлия . предлагает Вам запомнить сайт «Поговорим? О нашем...О женском...»
Вы хотите запомнить сайт «Поговорим? О нашем...О женском...»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Последние комментарии

Татьяна Фогель
Татьяна Фогель
Наталья Николаева
Свеженькое в блоге
Воспитал жену под себя. Ожидание vs Реальность

Воспитал жену под себя. Ожидание vs Реальность

Не раз слышала о том, что жениться надо на женщине помоложе. Мол, их психика ещё пластична, а ум лишен зловредных, навязанных матриархальным обществом установок

20 окт, 08:05
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Воспитал жену под себя. Ожид…

Воспитал жену под себя. Ожидание vs Реальность

20 окт, 08:05
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Читать
Воспитал жену под себя. Ожид…

Воспитал жену под себя. Ожидание vs Реальность

20 окт, 08:05
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
«У сына большая зарплата, мо…

«У сына большая зарплата, могу позволить себе уйти на пенсию»

19 окт, 09:10
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Муж-антипрививочник портит ж…

Муж-антипрививочник портит жизнь всем

19 окт, 07:15
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Единственная причина, по которой люди не хотят жениться

развернуть

Геннадий Лунин

Русская культура. Художник Корин П.Д.

false


Портрет Павла Корина. Художник Михаил Нестеров


Творческое наследие художника Павла Дмитриевича Корина необычайно многообразно. Происходил он из иконописного Палеха и сложился поначалу как мастер-иконописец.
Вместе с тем Павел Корин навсегда сохранил интерес к внутреннему миру человека и впоследствии стал одним из выдающихся портретистов современности.

 
Возможно, та же чисто иконописная традиция миниатюрного пейзажа на палехских иконах привела со временем художника к созданию ряда вполне оригинальных пейзажей-панорам.
Эти завораживающе-прекрасные живописные «ленты» дарят зрителю ощущение беспредельного пространства и красоты русской природы, а самого художника представляют тончайшим лириком и глубоким философом.


Русская культура. Художник Корин П.Д.

Павел Корин. Моя Родина 

 В 1925 в своей московской резиденции (Донской монастырь) умер патриарх Тихон. Смерть святителя Русской православной церкви вызвала массовое паломничество народа к одру умершего. По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря, потекли потоки людские. Безмолвно, день и ночь, шла вся православная Русь. Торжественная церемония отпевания, духовенство всех степеней и рангов, толпы верующих, среди которых были и юродивые...


Русская культура. Художник Корин П.Д.

Реквием. Русь уходящая. 1935-1959

  Побывали там и писатели, и композиторы, и ученые, и художники - все, кто мог тогда осознать значение происходящего. Среди художников оказался искренний певец "Святой Руси" Нестеров, а с ним ученик и к тому времени уже друг его Павел.
  У стен Донского монастыря Павел Корин увидел, как эта Русь, убогая в повседневной жизни, в эти последние - трагические для нее и одновременно звездные мгновения - проявила всю силу своего характера. Эта Русь и уходила по-русски, уходом своим являя знак вечности.
  Разные персонажи - молодые и старые, мужчины и женщины, епископы и монахи, игуменьи и молодые монашенки, калеки и нищие на каменных ступенях церквей и просто миряне. Все они уходили в прошлое с непреклонной верой, что уход этот временный, с надеждой на возвращение и убежденностью в правоте и святости своего дела. Художник плакал, когда вслед за ушедшими из храма служителями стали рушить прекрасные памятники зодчества, украшенные фресками талантливых мастеров.
Павел Корин сделал тогда для памяти несколько карандашных набросков. А на одном из рисунков подписал: "Встретились два схимника, как будто бы вышли из земли... Из-под нависшей седой брови смотрит глаз, одичало смотрит". И у молодого художника  зародилась идея написать большую картину, которой он дал название "Реквием".
  Сначала это были просто этюды, которые он писал самозабвенно, с вдохновением, доходящим до отчаяния. Еще не до конца были ясны сюжет и композиция картины, а характеры действующих лиц уже рождались на полотне. Они были живые - со своими страстями, верой, смятением. Иногда некоторые коллеги забрасывали семена сомнения в душу художника, но не охлаждали его творческого пыла, хотя и сильно терзали.
  В Палехе, а затем в Москве, в иконописной мастерской, Павел Дмитриевич часто соприкасался со служителями Русской православной церкви. Впечатлительный художник с большой остротой почувствовал всю глубину трагического положения церкви, вступившей в конфликт с молодой советской властью. Эта борьба носила ожесточенный характер, и когда в стране началось уничтожение духовенства, Павел Корин понял: уходит со сцены общественной жизни великая сила. Именно в этом уходе виделось ему глубокое, полное внутреннего драматизма художественное полотно.
  Корин, когда писал большую картину, увековечивающую уходящую старую Русь, говорил: "За всю Церковь нашу переживал, за Русь, за русскую душу. Я старался видеть людей просветленными и сам быть в приподнятом состоянии... Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии "уходящее". Когда все пройдет, то самое хорошее и главное - оно все останется".
  Не считая себя портретистом, Павел Дмитриевич задумал создать многофигурную композицию с ярко выраженной сюжетной основой: "Церковь выходит на последний парад". Этюды к задуманной картине были сделаны им задолго до окончательного эскиза ее композиции. Это были уже вполне самостоятельные, мастерские портреты, общее число которых достигало нескольких десятков.

 Русская культура. Художник Корин П.Д.


Отец и сын. (С. М. и Ст.С. Чураковы). 1931

  Одним из самых ранних (некоторые исследователи считают его и самым лучшим) был этюд "Отец и сын". Это парный портрет скульптора-самоучки С. М. Чуракова и его сына, впоследствии известного художника-реставратора. Они представлены почти в полный рост. Изображенная на первом плане фигура Чуракова-старшего - высокого, крепкого сложения старика с бородой пророка Микеланджело - поражает зрителя необычайной силой. Уверенно стоит он на широко расставленных ногах, приподняв правое плечо и заложив за спину руки. Голова его склоняется долу; красивое лицо с высоким открытым лбом, изборожденным резкими морщинами, осенено глубокой думой.
  Стоящий позади сын как бы дополняет этот образ, развивая и варьируя тему глубокого раздумья. Внешне фигура юноши напоминает отца, хотя она много меньше и тоньше. Здесь та же глубоко сосредоточенная поза с опущенной головой и сомкнутыми руками, но зрителю ясно, что это совершенно разные, во многом даже контрастные фигуры.
  Тонкое, нервное лицо молодого человека, обрамленное густыми темно-каштановыми волосами, закрывающими лоб; жиденькая юношеская бородка, судорожно сплетенные пальцы рук - все говорит о более сложной, но и более слабой внутренней организации.

false

«Трое» в центре старица Елагина, слева Софья Мих. Голицына, 1933-35



  Через несколько лет Павел Корин написал этюд "Трое". Три женские фигуры, являющие три разных возраста, отразили три разных подхода мастера к решению портрета. Центральная фигура - приземистая, сгорбленная старуха-монахиня, тяжело опирающаяся на клюку... Перед зрителем предстает одна из главенствующих церковных особ, может быть, в прошлом - настоятельница какого-нибудь монастыря. Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру. Из-под огромной, надвинутой на лоб шапки с меховой опушкой и прикрывающего щеки черного платка рельефно выделяются мастерски вылепленные цветом детали старческого лица. С первого взгляда на нее  ясно, что перед ним личность властная, решительная, мужественная.
  За спиной старухи, справа, стоит пожилая женщина в полумонашеской одежде. Ее овеянное душевной теплотой и тихим спокойствием красивое лицо в обрамлении черного платка, с высоким открытым лбом и добрыми, печальными глазами говорит о трудной, многострадальной судьбе, мудром терпении и стойкости русской женщины.
  Третья фигура - молодая большеглазая красавица, стройная и высокая - олицетворяет героико-романтическое направление в творчестве Корина. Она, как и ее соседка, в таком же темном полумонашеском одеянии, но горделиво приподнятая голова ее не покрыта.

Русская культура. Художник Корин П.Д.


Протодьякон М. К. Холмогоров


  В 1935 был написан портрет протодьякона Холмогорова. Когда появились первые этюды к "Реквиему", многие встретили их в штыки. Признавая бесспорную одаренность Павла Корина, его упрекали за уход от действительности, поэтизацию мрачных сторон "наследия прошлого", апологию религиозности, однако было в этих этюдах и отражение революции, пусть пока косвенное. Суть такого отражения заключалась, в предельном накале страстей человеческих, в могучей стихии веры. "Реквием" в этюдах постепенно вырастал до символического "реквиема" уходящему старому миру.



Иеромонах Пимен и Епископ Антоний



Митрополит Трифон
  В конце 1930-х Корин перестал писать этюды к своей картине, объясняя это нападками недоброжелателей. Но были и более глубокие причины мировоззренческого характера и творческого порядка. Стремительно развивалась новая жизнь, требовавшая от художника обновления и расширения тематики творчества. Обращение к новым героям (портреты замечательных деятелей советской культуры) заметно тормозило работу над задуманной картиной, но не остановило ее.

Русская культура. Художник Корин П.Д.


Молодой иеромонах. Отец Федор. 1932
  Приехавший к Корину Горький подробно расспрашивал его о композиции будущего полотна, поинтересовался названием. "Реквием", - не очень уверенно ответил художник. - "Адреса не вижу. Название должно определять содержание. - А потом писатель проговорил, взглянув на этюды: - Они все эти - уходящие. Уходят из жизни. Уходящая Русь. Я бы так и назвал: "Русь уходящая". И как-то сразу после этих слов все стало на места, идея и замысел картины приобрели ясную и четкую стройность.

Русская культура. Художник Корин П.Д.

Схимница мать Серафима из Ивановского монастыря в Москве

Русская культура. Художник Корин П.Д.

Схимница из Ивановского монастыря. Этюд к картине «Реквием». 1930-е.
  Почти четверть века (с перерывами) писал Корин окончательный эскиз картины, который завершил в 1959. Этот эскиз был уменьшенным вариантом задуманного полотна, он не просто дает представление о его композиции и художественном строе, но и раскрывает конкретное содержание каждого образа. Это эскиз многофигурного группового портрета, созданного по примеру лучших образцов этого жанра.

Русская культура. Художник Корин П.Д.

Нищий. 1933
  Действие картины Павел Корин развернул в глубине Успенского собора Московского Кремля. Многоликая толпа, заполнив собор, готовится к торжественному выходу. Такое решение сюжета позволило художнику обратить всех героев картины лицом к зрителю, что способствует наиболее многогранному раскрытию портретных характеристик.
  В центре картины расположено высшее духовенство. В одном храме вместе сошлись четыре патриарха, последовательно возглавлявшие Русскую православную церковь. Это обстоятельство говорит в пользу того, что замысел всего полотна не сводится лишь к отобра
жению трагически уходящей Святой Руси.




Схиигуменья мать Фамарь. 1935

 Долгое время некоторые искусствоведы (Г. Васильев) рассматривали картину как "последний парад осужденных историей на небытие". Критик отмечал, что "их отчужденность от жизни безжалостно подчеркнута безлюдием огромного собора. Художник задумал картину как "Реквием" - отходную могучему общественному явлению, именуемому православием".

   Да, мысль о происходящей трагедии читается и в композиции картины, и в лицах ее персонажей. Но лица большинства из них омрачены не только скорбью, они отмечены и глубокими сосредоточенными раздумьями. В картине и намека нет, что перед нами жертвы исторической ломки, смиренно принимающие приговор эпохи. Поэтому среди персонажей очень мало склоненных фигур и людей с поникшим взором. Слева от амвона зритель видит высокого, гордо откинувшего голову иеромонаха. Рядом с ним представлены два народных типа: древний, но еще полный неугасимых сил старик и нищий-слепец. Богата разнообразными типами и характерами правая часть композиции. Общий красновато-синий колорит полотна с обильными вкраплениями золота, строгая величавость фона, заполненного чудесно интерпретированной художником русской живописью, таинственное мерцание свечей - все усиливает суровую, напряженную торжественность этой монументальной сцены.
  Таковы образы коринского «Реквиема». Как видим, во всех этих внешне, а порой и внутренне несхожих людях есть одно — духовный стержень, вера. Ею они жили, с ней умирали, принимая смерть достойно, по-христиански. Именно вера, христианское воззрение на человека как на микрокосм, утверждение в человеке сознания его неповторимости и богоподобной значимости (раб Божий уже ничей раб!) сообщало им высокую индивидуальность. Все они — отдельные ипостаси одной идеи...
  Задуманная Павлом Кориным "Русь уходящая" - полотно крупного историко-философского плана. Но художник так и не перенес готовую в сущности картину на большой холст. Натянутый на гигантский подрамник холст и поныне стоит в мастерской-музее художника. Почему же его не коснулись ни кисть, ни даже уголь?Некоторые считали, что художник почувствовал непреодолимое противоречие замысла и выбранного пути воплощения. Так Каменский писал:  "Корин задумал картину как торжественный реквием, как высокую трагедию. Но трагедия лишь тогда обретает настоящую жизненную силу и величие страстей, когда при столкновении погибающая сторона обладает человеческой красотой и исторической справедливостью. У персонажей "Руси уходящей" этих качеств нет. Лучше всех это доказал сам Корин в этюдах. Он изобразил с... психологической силой вереницу духовных и физических калек, упорствующих фанатиков, слепорожденных, умирающих без прозрения... И вот когда Корин стал компоновать из своих этюдов картину, намереваясь создать трагическую композицию, объективное содержание созданных им отдельных образов стало противоречить общему замыслу. У Корина хватило душевной зоркости, чтобы это понять, и мужества, чтобы отказаться от создания полотна".
  Однако факты противоречат подобным утверждениям.  Зингер, например, отмечает, что в эскизе есть просто прекрасные персонажи: тот же старик-богатырь из пары "Отец и сын", некоторые женские типы - плоть от плоти тех вечных прообразов, что в свое время породили боярыню Морозову и стрельцов у Сурикова, Марфу и Досифея у Мусоргского, отца Сергия у Л. Толстого.
  Были и другие обстоятельства, по которым картина оказалась незавершенной. Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма и ревностно следили за тем, чтобы "идейно вредные, чуждые народу" произведения не увидели свет. Еще в 1936 от одного из них, Ангарова, поступило письмо на имя  Сталина: "Подготовка Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы, сохранившиеся остатки духовенства, аристократических фамилий, купечества. Так, например, среди натурщиков Корина имеется человек, окончивший два высших учебных заведения и в 1932 постригшийся в монахи. Корину позируют бывшие княгини, ныне ставшие монахинями, попы всех рангов, протодьяконы, юродивые и прочие подонки...
  Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха... Прошу Вашего указания по этому вопросу".
  Павел Дмитриевич в последние годы жизни страстно хотел завершить свою картину. Единственным серьезным препятствием стали возраст и резкое ухудшение здоровья . Ему было уже около семидесяти лет, он перенес два инфаркта, а работа требовала много сил. И все же мастер не хотел сдаваться. Корин собирался даже заказать специальное подъемное кресло и начать работы. Но силы убывали, и незадолго до кончины художник с горечью произнес: "Не успел".

Русская культура. Художник Корин П.Д.

Северная баллада — левая часть триптиха Александр Невский. 1943  
Павел Корин не верил в окончательный уход Святой Руси, в исчезновение православной духовности. Он страстно верил: "Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории великого народа".

Русская культура. Художник Корин П.Д.

Старинный сказ — правая часть триптиха Александр Невский. 1943



Русская культура. Художник Корин П.Д.

Спас Ярое Око. 1932

Русская культура. Художник Корин П.Д.

Левая часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966

Русская культура. Художник Корин П.Д.

Правая часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966

Русская культура. Художник Корин П.Д.

Центральная часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966

Русская культура. Художник Корин П.Д.

Архимандрит Отец Никита.


Русская культура. Художник Корин П.Д.

Пересвет и Ослябя — правая часть эскиза-варианта неосуществленного триптиха
Дмитрий Донской. 1944



Русская культура. Художник Корин П.Д.

Дмитрий Донской и Сергий Радонежский — центральная часть эскиза-варианта неосуществленного триптиха
Дмитрий Донской. 1944


Русская культура. Художник Корин П.Д.

Донской. Утро Куликова поля. 1951

Русская культура. Художник Корин П.Д.

Сельский священник. Отец Алексий. Фрагмент

Русская культура. Художник Корин П.Д.

Иеромонах Митрофан. Фрагмент

Русская культура. Художник Корин П.Д.

Отец Иван, священник из Палеха. 1931

Русская культура. Художник Корин П.Д.

Схиигумен Митрофан и Иеромонах Гермоген. 1933. На обороте на верхней планке подрамника авторская надпись: Схиигумен О. Митрофан (с крестом) из «Зосимовой пустыни»
Русская культура. Художник Корин П.Д.

Собор Святого Петра в Риме. 1932.


Русская культура. Художник Корин П.Д.

Портрет Н.А. Пешковой. 1940



Портрет М.В. Нестерова. 1939



Портрет К.Н. Игумнова. 1941-1943



Портрет маршала Г.К. Жукова. 1945
 
  После смерти Горького в 1936 обстоятельства жизни художника резко изменились, он фактически был вынужден прекратить работу над картиной. Уже подготовленный огромный холст так и остался нетронутым.

Полностью картину  Корина "Русь уходящая" можно посмотреть  ТУТ


false

  В годы Великой Отечественной войны Корин обращается к исторической теме, работать над которой он продолжал до самой смерти. Его привлекают образы воинов - защитников родной земли, духовных идеалов России.Таков Александр Невский - центральная фигура знаменитого триптиха (1942), в котором живут черты и святых с древнерусских икон, и могучих героев итальянского Возрождения.
  Александр Невский (1220-1263) издавна почитали на Руси. Благоверный князь прославился как заступник земли Русской. Вся его жизнь была посвящена служению Отечеству.  В разгар войны указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 учреждён орден Александра Невского.
  Сила воздействия образа, созданного Кориным, оказалась такова, что репродукции Александра Невского украшали фронтовые землянки и фронтовые газеты. Огромная копия картины, сделанная группой бойцов, штурмовавших Древний Новгород, была установлена у въезда в город. Шли на запад солдаты, и звал их на бой за свободу легендарный русский полководец. Так, искусство, выражая «дух народный», воевало. Работа Павла Корина наравне с гимном «Вставай, страна огромная» явилась в тот период чем-то большим, нежели простое художественное произведение.
 В Александре Невском сполна выражено то о чём, говорил Павел Дмитриевич Корин: «Искусство должно быть героическим, воспитывать и поднимать дух народа».
   Всю жизнь Корин вел бой. Как художник. Как собиратель обреченных на гибель произведений древнерусского искусства. Как выдающийся реставратор, которому человечество обязано спасением многих великих произведений, в том числе шедевров Дрезденской галереи. Как общественный деятель - защитник культурных памятников России. Но одержать главную победу - завершить труд, к которому он сознавал себя призванным, - Корину не удалось.




М. В. Нестеров. Портрет братьев П. Д. и А. Д. Кориных. 1930. Москва, Третьяковская галлерея
Сложный по замыслу портрет братьев Кориных подкупает найденным в изображении этих двух художников внутренним единством.Братья любуются античной вазой, которую держит один из них в протянутой руке. Этот сосуд — композиционный центр портрета.

http://www.liveinternet.ru/...
 

Источник →

Опубликовано 14.12.2017 в 07:00
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Анатолий Страник
Анатолий Страник 14 декабря 17, в 14:30 Полностью поддерживаю. Женщины вообще странный народ, сперва сами ноги раздвигают, а потом говорят никто жениться не хочет. Сами друг у друга счастье воруют. В этом плане бабы подлые.  
Да и кто же захочет секс с семейными обязательствами, если есть секс БЕЗ обязательств? Заплатил деньги, отвалил в сторону и никто тебе мозг не долбает своими капризами и сверх запросами.
Текст скрыт развернуть
0
ВИКТОРИЯ ЮРЧЕНКО
ВИКТОРИЯ ЮРЧЕНКО Анатолий Страник 14 декабря 17, в 21:06 вот опять нарисовался недотраханный странник)))  кто ж тебя так кинул?  и много денег потратил? неподлый мужчинка?  думаю, что подлым бабам повезло, что с тобой свою жизнь не связали, ведь даже личико не можешь, ГЮЛЬЧИТАЙ, показать))  молчал бы уже в тряпочку и не содрогал ресурсы))) Текст скрыт развернуть
0
Анатолий Страник
Анатолий Страник ВИКТОРИЯ ЮРЧЕНКО 14 декабря 17, в 21:48 Судя по вашей реакции на мой пост, "недотрах" это у вас. Текст скрыт развернуть
0
ВИКТОРИЯ ЮРЧЕНКО
ВИКТОРИЯ ЮРЧЕНКО Анатолий Страник 14 декабря 17, в 22:15 а у меня двое замечательных детей и муж, с которым вчера отметили 33 года знакомства - как в сказке, жили-были старик со старухой...  жили 30 лет и три года.. посмеялись с детьми - мы с мужем с шампанским, а дети с пирожными..  так что вы - странный парень - или без буквы Т - завидуйте молча))) Текст скрыт развернуть
0
Анатолий Страник
Анатолий Страник ВИКТОРИЯ ЮРЧЕНКО 14 декабря 17, в 23:49 Сперва сорвалась как с цепи, а потом начала сказки на ходу выдумывать... Текст скрыт развернуть
0
ВИКТОРИЯ ЮРЧЕНКО
ВИКТОРИЯ ЮРЧЕНКО Анатолий Страник 15 декабря 17, в 10:49 ушлепок))) Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 6
Комментарии Facebook
Читать