На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

здесь сайта нет

1 544 подписчика

АЛЬТИПЛАНО: Тяжёлые будни в Андах

Представьте, что вы живёте высоко в горах в условиях ограниченных ресурсов, как это делает население горных районов Боливии и Перу. Сегодня я предлагаю вам взять на себя роль одного из местных жителей, которые много трудятся ради выживания своих семей: вы будете ловить рыбу, добывать руду, разводить животных, выращивать какао, торговать и обмениваться товарами. Вам придётся строить дороги для улучшения производительности и не забывать запасать ресурсы на складе на случай наступления голодных времён, которые в этих местах не редкость.

01


Увлекательная экономическая стратегия "Альтиплано" (Altiplano) проверит ваши навыки планирования и умение приспосабливаться к изменяющимся условиям. А необычная механика построения мешка сделает игровой процесс непохожим на большинство настольных экономических игр. Побеждает тот, кто к концу партии сумеет организовать самую высокую продуктивность и вовремя позаботиться о запасах на чёрный день. Но что за странное название?


02


Альтиплано – это обширное плоскогорье в Южной Америке на границе Боливии и Перу, где расположилось величественное озеро Титикака. Именно в этой местности на высоте от 3500 до 5000 метров над уровнем моря обитают уникальные представители семейства верблюдовых – альпакá (ударение на последний слог, слово не склоняется и не имеет множественного числа), известные благодаря своей шерсти, которая длиннее, легче и в семь раз теплее, чем шерсть овец, очень стойкая, практически водонепроницаема, не вызывает аллергии и долго не загрязняется благодаря своим уникальным свойствам. В игре, помимо прочего, мы будем разводить альпака, стричь их шерсть, шить из неё одежду и многое другое – не в буквальном смысле, конечно, а путём условного обмена ресурсов (например, использовав жетон альпака и жетон еды, мы получим один жетон шерсти).


03


Когда говоришь про механику построения мешка людям, которые о ней не слышали, у них глаза на лоб лезут от недоумения. На самом деле сложного здесь ничего нет, можно провести аналогию с колодостроением, где мешок – это как бы ваша колода карт, а ящик – личный сброс.


04


Когда игрок тратит на что-то жетоны товаров, он не сбрасывает их в общую кучу, а кладёт в свой ящик вместе с вновь приобретёнными товарами. То же самое происходит и в колодостроении, когда игрок приобретает новые карты за карты, приносящие деньги, и все они после совершения операции отправляются в личный сброс игрока.


05


Когда нужно вытащить жетон товара, а в мешке оказывается пусто, туда просто высыпается содержимое ящика, перемешивается, и игрок добирает из мешка недостающее количество жетонов. Такой же принцип присутствует и в механике колодостроения, когда карты из сброса формируют новую колоду игрока.


06


Так что механика построения мешка (bag building) – это просто видоизменённая механика построения колоды (deck building). После такого сравнения людям сразу же становится понятен игровой механизм "Альтиплано".


07


В игре присутствует 12 видов ресурсов: еда, кукуруза, дерево, камень, руда, ткань, шерсть, серебро, рыба, стекло, какао и альпака. Есть и монеты номиналом 1, 5 и 10 единиц. Вырубка жетонов товаров потрясающая – вообще без каких-либо шероховатостей и заусенцев. Кстати, специальные памятки по победным очкам помогают игрокам не забыть ценность всех видов товаров.


08


Нужно понимать, что тратятся (возвращаются в общий запас) только деньги. Все получаемые жетоны товаров до конца партии остаются в распоряжении игрока. Игроки фактически не обменивают, а как бы дополнительно получают товары, сбрасывая необходимые для получения и вновь полученные жетоны в свой личный ящик, откуда те потом через время попадают в мешок. С каждым раундом жетонов в распоряжении игрока становится всё больше и больше, и желанные товары начинают приходить (доставаться из мешка) всё реже. Поэтому периодически нужно "чистить" мешок от "лишних" жетонов – приходить в деревню и отправлять "ненужные" товары на склад (в конце партии все ресурсы на складе учитываются при подсчёте очков, а за заполненные ряды склада игрок ещё и дополнительные очки получает) – так что складирование не только "чистит" мешок, уменьшая время оборота ресурсов, но и даёт дополнительные очки в конце игры.


09


Перед началом игры 7 планшетов местностей (локаций) выкладываются по кругу в случайном порядке. На каждом из планшетов размещаются жетоны определённых товаров, маркеры повозок и карты в количестве, зависящем от числа игроков (расписано в правилах и указано на самих планшетах локаций).


10


Затем на стол кладётся планшет пристроек, рядом с которым выкладывается стопка пристроек (их количество также зависит от числа игроков). Из неё берутся по очереди пять пристроек и выкладываются возле планшета снизу вверх. Положение пристройки определяет её общую стоимость. Нельзя покупать пристройку, полностью дублирующую действие другой пристройки или жетона роли игрока. Пристройки предоставляют игрокам возможность совершать нестандартные действия в определённых локациях.


11


Каждый игрок получает фишку, маркер и ящик выбранного цвета, планшет действий, склад, маркер повозки и мешок. Игроки размещают маркеры своих цветов на верхнем делении планшета дороги, а повозки – на верхних левых ячейках перемещения своих планшетов действий. Игроки сами выбирают, с какой местности начать игру, и выставляют туда свои фишки. Первый игрок берёт фигурку альпака.


12


Далее нужно перемешать жетоны ролей и разложить их перед игроками рубашкой вверх. Каждый по очереди берёт себе один жетон роли, получает указанные на нём жетоны товаров и помещает их в мешок, деньги игрок кладёт рядом с планшетом действий. Жетоны ролей не только определяют, с какими ресурсами каждый игрок начинает партию, но и позволяют игрокам совершать нестандартные действия в определённых локациях.


13


Игроки перемещаются по локациям на повозках или пешком. По умолчанию у каждого игрока есть одна повозка, которая раз в раунд позволяет бесплатно сделать от 1 до 3 шагов (один шаг – это перемещение фишки игрока с текущей локации на соседнюю). Для дополнительных перемещений в текущем раунде потребуется еда. Например, игрок может сделать 1 шаг пешком или 1-3 шага с дополнительной повозкой (если есть), потратив 1 еду.


14


Чтобы выполнить действие, запланированное игроком на своём планшете, его фишка должна находиться на соответствующей локации. На планшетах локаций располагаются различные жетоны товаров, маркеры повозок и карты.


15


В игре присутствуют карты четырёх типов. Каждый игрок начинает партию с двумя картами заданий. Если в процессе партии игрок выполнит условия одной (или обеих) карточек, то в конце игры при подсчёте очков он или она получит столько очков, сколько указано на карте задания. Примеры заданий: приобрести 3 лодки, первым заполнить рыбой ряд на складе, в конце игры иметь максимальное количество руды, поместить на склад 4 жетона какао, первым построить дом и т.п.


16


Карты заказов, колода которых располагается на планшете рынка, позволяют игрокам получить дополнительные очки в конце игры. Для этого в процессе партии, находясь в локации рынка, игроки переносят на карты заказов указанные на них товары. После выполнения заказа жетоны товаров остаются лежать на карточке заказа до конца партии, зато игрок мгновенно получает жетон кукурузы, а в конце игры – указанное на карте заказа количество победных очков. В конце партии жетоны на картах заказов (как выполненных, так и нет) в финальном подсчёте очков не участвуют.


17


Карты домов, расположенные в деревне, в конце игры приносят по 4 очка и ещё по одному очку за каждый товар, указанный в верхней части карточки. С помощью карт домов в конце игры можно получить очки даже за те ресурсы, которые обычно очки не приносят (см. памятки по победным очкам).


18


Карты лодок лежат на планшете пристани. Каждая карта лодки в конце игры приносит 2 очка, а в момент получения карты игрок также получает один ресурс, изображённый в верхней её части. С помощью лодки можно получить в своё распоряжение товар, который по той или иной причине труднодоступен в текущий момент игры.


19


Карты заказов, домов и лодок лежат в игре в открытую. Приобретая карту, игрок может просмотреть всю колоду и выбрать нужную ему карту.


20


Ферма, шахта, лес и пристань позволяют игрокам получать различные товары. Но есть локации, которые служат для особых целей. Например, рынок отвечает за действия, связанные с деньгами: здесь можно продать определённые ресурсы, купить пристройку, взять заказ или перенести ресурсы на карту заказа. В деревне можно получить карту дома, купить повозку или перенести товары на свой склад. А строя дорогу, игроки увеличивают свой лимит планирования (количество жетонов товаров, которые они могут использовать в ход) или получают кукурузу.


21

22

23


Складирование – один из важных элементов игры. Во-первых, складирование позволяет избавиться от лишних ресурсов, которые мешают вытягиванию из мешка нужных жетонов. Во-вторых, складирование позволяет получить дополнительные победные очки в конце игры за каждый заполненный ряд склада – и чем дальше ряд, тем больше очков он принесёт в конце партии. При складировании применяются следующие правила: если ряд начат каким-либо товаром, то другие виды товаров в этот ряд складывать уже нельзя. Исключение составляет лишь кукуруза, которой можно заменить ресурс в любом уже начатом ряде. Но если ряд начат с кукурузы, то дальше в этом ряде можно складывать только кукурузу. Иметь незаконченный ряд какого-то ресурса и начать им новый ряд нельзя (нужно сначала закончить уже начатый ряд). Получая кукурузу, игрок обязан сразу же поместить её на склад (если только игрок ранее не приобрёл пристройку для временного хранения кукурузы). Перекладывать товары из одной ячейки склада в другую или возвращать их в игру со склада нельзя. Еду и деньги отправлять на склад нельзя.


24

25


В коробке с игрой были два варианта ящиков для сброса ресурсов. По задумке создателей ящики должны собираться без клея. И вот пазы для сбора первого варианта ящиков с ровными углами оказались недостаточными (ящики сами по себе разваливались) – это вовремя заметил издатель, и поэтому был напечатан второй вариант ящиков (с более глубокими пазами, которые торчат по углам). Оба варианта были сложены в коробку с игрой.


26


Мне же больше понравились именно первые ящички с ровными углами, поэтому я промазала стыки клеем ПВА, плотно соединила стороны ящиков и надела на них канцелярские резиночки. На следующий день у меня были отличные крепкие красивые ящички с ровными углами. Вот можете сравнить два варианта (слева склеенный, справа собранный без клея).


27


Как вы уже могли заметить, настольная игра "Альтиплано" очень красиво оформлена и имеет богатую комплектацию: 209 жетонов товаров, 56 карт, 25 деревянных компонентов, 50 красивых монет необычной формы, а также большое количество различных картонных планшетов и сборная трёхмерная фигурка первого игрока в виде альпака.


28


Несмотря на разнообразие ресурсов, обилие компонентов и условных обозначений, правила на самом деле не настолько панически сложные, как может показаться с первого взгляда. Хотя "Альтиплано" и имеет сложность выше средней, она будет полегче того же "Цолькина" или той же "Агриколы".


29


Если смотреть видеоролики вам нравится больше, чем читать длинные посты, то вы можете обратить внимание на видеообзор "Альтиплано" от канала "Beaver Games" и летсплей в двух частях от Сергея и Натальи (Beznal 72):





Игровой раунд состоит всего из четырёх фаз:

Фаза 1. Вытягивание жетонов из мешка. Все игроки это делают одновременно. Каждый игрок вытягивает столько жетонов, сколько доступных ячеек планирования у него имеется (все начинают с четырьмя; их количество можно постепенно увеличить до восьми, выполняя действие строительства дороги). Если жетонов в мешке не хватает, игрок высыпает туда содержимое ящика, перемешивает и добирает из мешка недостающие жетоны.

Фаза 2. Планирование действий. Все игроки одновременно планируют свои действия на текущий раунд, перемещая жетоны ресурсов с ячеек планирования на ячейки действий тех или иных локаций на своём планшете.

Фаза 3. Выполнение действий. Игроки по очереди выполняют действия, пока все не спасуют. Запланированное действие выполняется, только если фишка игрока находится на нужной локации. До или после совершения любого действия игроки могут перемещаться между локациями (пешком на 1 шаг, на повозках на 1-3 шага), расходуя для этого еду, если требуется. Если игрок не использует какое-либо запланированное действие, то жетоны ресурсов продолжают лежать на соответствующих ячейках до следующего раунда (в следующем раунде перед первой фазой игрок может переместить жетоны с ячеек действий на ячейки планирования или оставить их на прежних местах на будущее). Все жетоны (как используемые для приобретения, так и приобретаемые) отправляются в личный ящик игрока.

Фаза 4. Подготовка к новому раунду. Текущий первый игрок передаёт жетон альпака соседу слева. Все игроки возвращают свои повозки на изначальные ячейки слева. И наконец обновляются пристройки (если в текущем раунде куплены пристройки, то оставшиеся сдвигаются вниз и на верхние места добавляются новые из стопки; если пристройки не покупались, то нижняя сбрасывается, остальные сдвигаются вниз, и одну новую пристройку из стопки кладут сверху).


30


Когда в одной из локаций заканчиваются все компоненты (жетоны ресурсов, карты, маркеры повозок) и/или когда нечем заполнить пустое место в колонке на планшете пристроек, это знаменует окончание партии. Текущий раунд доигрывается до конца, и затем игроки играют ещё один (финальный) раунд. По его завершении начинается подсчёт очков, в котором игрокам помогает специальный блокнот.


31


В подсчёте участвуют все жетоны товаров в мешке, ящике, на складе, пристройках, жетоне роли и планшете действий (жетоны на картах заказов не учитываются). В соответствии с таблицей игроки подсчитывают очки за имеющиеся у них ресурсы. Далее к общему результату прибавляются очки с карт лодок, домов и заказов, затем бонусы за определённые ресурсы с карт домов, очки за каждый заполненный ряд склада и за успешно выполненные задания. Монеты очков не приносят, но определяют исход партии в случае ничьи.


32


"Альтиплано" (Altiplano) является последователем признанного хита "Орлеан" (Orléans), который с 2014 года уверенно держится в топ-30 настольных игр мира. Автор обеих игр Райнер Штокхаузен взял всё самое интересное из своего бестселлера, внёс изменения и улучшения, в чём-то упростил, а в чём-то усложнил игровой процесс – и получился новый хит "Альтиплано", увидевший свет в 2017 году. С тех пор игра переведена на 12 языков, включая русский (постаралось издательство "GaGa Games"). В 2018 году к игре появилось два дополнения: полноценное "The Traveler" и мини-дополнение "Sunny Days".


33


Вспоминаю, как поначалу после прочтения правил в голове был какой-то сумбур. Но после пробной партии и выяснения спорных моментов в книге правил и на форуме BGG всё сложилось в чёткую картину понимания того, что нужно делать в процессе партии в "Альтиплано".

В нашей компании очень любят комплексные экономические евроигры. Так что "Альтиплано" всем однозначно понравилось. Да, с "Цолькином" по востребованности и эффектности ей трудно тягаться, а вот старушку "Агриколу" на задворки настольных полок "Альтиплано" отправило легко. Учитывая также нашу любовь к колодострою, механику построения мешка у нас тоже встретили с весьма оживлённым интересом. Для нас это оказалось глотком свежего воздуха.


34


Игровой процесс заставляет участников тщательно продумывать планы наперёд даже в фазе действий, порой не замечая происходящего вокруг. А ведь в "Альтиплано" важно следить за мелочами, так как игроки могут без задней мысли забыть мелкие нюансы правил – например, о том, что купить можно только одну повозку за раунд (и покупают больше одной), или о том, что новый заказ можно взять только после завершения взятого ранее (берут второй, не завершив первый). Об этом нужно помнить и следить за игрой всем, потому что, "копошась" в своём планшете и не обращая внимания на действия соперников, можно упустить такие мелкие промахи. Они игру, конечно, не сломают и к однозначной победе игрока не приведут, но за мелкое читерство сойти вполне могут.


35


Также иногда игроки могут забыть обновить пристройки, согласно правилам, если в текущем раунде никто не купил ни одной. Поэтому в начале партии нужно назначить обновление построек чей-то обязанностью (обычно поручаем это тому, кто ближе всех сидит к планшету с пристройками) – так шансов пропустить это важное действие намного меньше.

При всём при этом даунтайм (ожидание своего хода во время ходов других игроков) в "Альтиплано" практически отсутствует из-за того, что в первых двух фазах все игроки действуют одновременно, третья фаза проходит быстро из-за её предварительной спланированности, а четвёртая – чисто техническая, и быстро выполняется игроками на автомате.


36


Игра абсолютно неконфликтная, поругаться во время партии из-за игровых моментов попросту невозможно, взаимодействия между игроками как такового нет, каждый озадачен ведением своего хозяйства. Единственный момент - ресурсы ограничены, поэтому кому-то что-то может не достаться. Ещё каждая карточка в игре в единственном экземпляре, и какой-то игрок может взять нужную другому карточку. Но всё это не может стать причиной внутриигровой вражды. Тёплое ламповое евро =)

Если вам нравятся серьёзные комплексные игры с экономической составляющей и элементами фермерства, то "Альтиплано" (Altiplano) однозначно для вас. Игра прекрасно оформлена, отлично сбалансирована, предоставляет множество путей набора победных очков, а необычная механика приятно удивляет. Да, эта игра не для новичков в мире настолок, однако для интеллектуальных людей нет ничего невозможного, и освоить в качестве первой серьёзной игры можно даже "Альтиплано". Мне же, как почитательнице данного жанра, игра невероятно понравилась, поэтому я её всем настоятельно рекомендую без малейшей тени сомнения.



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх